Инструменталисты:
Иван Горский - балалайка-прима, закончил смоленское
музыкальное Училище. Играет на балалайке с 8 лет.
Павел Бойков - контрабас, бас-балалайка, закончил псковское
музыкальное училище по классу ударных, играет на многих музыкальных
инструментах - ударные, ксилофон, бас-гитара, бас-балалайка,
гитара. На контрабасе играет 5 лет.
Владимир Демченко - баян, закончил С-Петербургский
Гос. Университет Культуры и Искусств, играет на баяне 17 лет.
Солисты, вокал:
Надежда Николаева - сопрано. закончила псковское муз.
училище. Работала во многих профессиональных и самодеятельных
коллективах. Обладает редким тембром голоса. Лауреат всероссийского
конкурса "Голоса России" 1994 г. В настоящее время
- солистка Арт-трио Вольница. Исполняет народные песни, старинные
и современные романсы, авторскую песню.
Ян Осин - бас. Лауреат многочисленных престижных фестивалей
и конкурсов вокального мастерства. Исполняет народные песни
и романсы, а также большой репертуар оперной классики.
Стиль:
Ансамбль работает в стиле, который может быть назван "русский
джаз-фолк". От фолка здесь традиционный репертуар русских
инструментальных коллективов, расши-ренный за счет произведений
русских композиторов-классиков (Чайковского, Мусорг-ского,
Лядова). А от джаза - очевидная импровизационная направленность
аранжиро-вок, камерное звучание и игра с формой и звуком.
Кстати, в репертуаре ансамбля есть пьесы классического джаза
(как отечественного, так и зарубежного). Номера группы - очень
живые и сценически яркие. Но в отличие от народных коллективов,
увлекающих-ся буффонадой, стиль "Вольницы" - музыкальная
игра, юмор которой выражается, пре-жде всего, музыкальными
средствами - игрой со стилями, сшибкой неожиданных музыкальных
тем, свободой темпоритмовой составляющей. При всей искрометной
ве-селости, создающей ощущение радости и легкости, музыкантов
никогда не покидают сдержанность, вкус и уважение к материалу.
Стремление к оригинальному и глубокому прочтению исполняемых
произведений отражается и в вокальных номерах, которые ук-рашают
и разнообразят выступление группы. Глубокая оригинальность
наряду с ощу-щением кровного родства с русской культурой приближают
исполняемые песни и ро-мансы к современному зрителю, делают
их понятным и интересным даже неискушен-ному слушателю.
Кредо:
Артисты задались целью заразить слушателей своей любовью
к русским народ-ным инструментам и показать, что на них можно
и нужно играть любую хорошую му-зыку, что балалайка не только
символ "русскости" и сувенир для иностранцев, и
что диапазон ее возможностей очень широк и далеко не исчерпан.
Свежий взгляд, с кото-рым музыканты подходят к исполнению
разнообразных произведений, часто никогда не звучавших на
народных инструментах, является ведущим принципом, который
объеди-няет творческие усилия членов "Вольницы".
Ведь "Вольница" - говорящее название. Оно имеет
для артистов много смыслов. Это и дань уважения псковичей
своей малой родине, память о псковской Вольнице, и признание
творческой свободы высшей ценно-стью ансамбля. Артисты принципиально
не вводят никакой субординации в свои отно-шения, и во всех
предприятиях, начиная от финансов и кончая аранжировками произве-дений,
участвуют вместе. Не хотят музыканты уходить и "под крышу"
бюрократиче-ских организаторов нашей музыкальной жизни, порою
жертвуя при этом благами сыто-го и гарантированного существования.
Основное свое отличие от других коллективов подобного типа
артисты видят в том, чтобы расширить и обогатить жанровое
разнообразие произведений, обычно ис-полняемых на русских
инструментах, ввести традиционный русский народный реперту-ар
в контекст современной музыки, понятной широкой публике. С
этим связаны и экс-перименты музыкантов со звуком. Вольница,
наверное, первый народный коллектив, использующий звуковые
процессоры для придания знакомому тембру новых измере-ний.
При этом обработки не превращаются в стилизации, для которых
первичный мате-риал фактически не важен, а используется только,
как предлог продемонстрировать тех-нику и фантазию. И в звучании,
и в аранжировках, и в выборе материала сохраняется истинный
народный дух, бережное отношение к источнику, глубокое проникновение
в традицию. Задача музыкантов - снять налет холодного академизма
и музейной запы-ленности с богатейшего музыкального наследия,
оставшегося нам и пока по достоинст-ву не оцененного современными
меломанами.
Концертная деятельность
Помимо работы в студии основным видом деятельности коллектива
являются концерты. И именно на концертах раскрывается вся
прелесть и новизна этого самобыт-ного ансамбля. География
и тип площадок для концертов чрезвычайно разнообразны. Это
и небольшие концертные залы, и ночные клубы, и различные презентации,
и вы-ступления на открытом воздухе на праздниках города. И
хотя уровень залов, в которых проходят концерты, постоянно
растет вместе с интересом к творчеству ансамбля, музы-канты
уверены, что всегда с радостью будут выступать в гуще народа
- ведь где, если не там место настоящей народной музыке!
История:
- Июль-октябрь 2005 г. - Турне по Южной Корее, 40 концертов,
7 городов
- Ноябрь 2004 г. В группу приходит Иван Горский, вместо
покинувшего ее Константина Абабкова
- Июль-октябрь 2004 г. - Гастроли в Южной Корее
- Март 2004 г. Арт-трио
Вольница - лауреаты Всероссийского конкурса исполнителей
и народных ансамблей, в г. Смоленске
- Ноябрь 2003 г. Артисты переезжают в Москву
- Июль 2003 г. Арт-трио
Вольница - лауреаты Всероссийского
конкурса "Дельфийские игры" в Москве
- Октябрь 2002. Гастроли во Франции: Леон, Авиньон и др.
- Сентябрь 2002. Клубная программа в Москве.
- Август 2002. Фестиваль в Юрмале, зал Дзинтарс.
- Ноябрь 2001 - Май 2002. Работа в Южной Корее, Сеул, Lotto
World.
- Ноябрь 2001. Клубная программа в Москве.
- Весна 2001. Вышел первый CD альбом коллектива
"Вольница" на лейбле "Калип-со", Спб.
- Зима 2001. Гастроли в Швеции, Эстонии.
- Лето 2000. Гастроли в Дании и Голландии
- Зима 2000. Московский дебют в театре на Юго Западе.
- 1999. В группу пришел баянист Демченко В. и солист Осин
Я.
- 1998-1999. Концерты в Пскове, Псковской области, городах
России.
- 1997. Солистка группы Н. Николаева стала лауреатом
престижного вокального кон-курса "Голоса России"
- 1997. В состав группы вошла участница распавшегося псковского
ансамбля АНА-НАС Николаева Н. (вокал).
- 1997. Рождение группы. Сейчас из первого
состава в группе играет Бойков П. (кон-трабас).
О нас пишут:
Досуг в Москве, 2001, №31
Русский джаз
Арт-трио ВОЛЬНИЦА - настоящая русская народная музыка. Неожидан-ное
сочетание контрабаса (П. Бойков), виртуозной балалайки (К.
Абаб-ков) и баяна (В. Демченко) по-новому открывает как традиционные
произведения в русском жанре (Калинка и Барыня), так и классические
шедевры Мусоргского, Чайковского, Лядова. Импровизационная
на-правленность аранжировок вместе с камерным звучанием позволяют
даже назвать стиль ансамбля русским джазом. Выступления трио
со-провождают вокальные номера (Н. Николаева, Я. Осин), не
уступаю-щие в оригинальности инструментальным работам. При
этом произве-дения не превращаются в стилизации, пользующиеся
народным коло-ритом только как предлогом для самовыражения.
Интерпретации со-храняют истинный народный дух, характеризующийся
уникальным со-четанием страстности и скромности, скоморошества
и серьезности, ли-ричности и настоящего драйва. Словом, это
редкое соединение тонкого вкуса, мастерства и любви к отечественному
искусству, прочитанному так, что оно становится понятным современному
слушателю, в том числе и не имеющему опыта восприятия русской
народной музыки.
Вечерняя Москва, август 2000
Русский джаз-фолк
Арт-трио "Вольница" - это ансамбль солистов-виртуозов
П. Бойкова (контрабас), В. Демченко (баян) и К. Абабкова (балалайка
- альт). В совре-менной ситуации некоторого застоя в исполнении
русской народной музы-ки коллектив нашел, как нам кажется,
очень верный тон, использовав ка-мерную форму и импровизационный
подход, что дает артистам возмож-ность говорить со слушателями
на современном языке, т.к. исполнение приобретает раскрепощенность
и драйв, которые так ценит молодежь у рок- и джазовых исполнителей.
Музыканты отказались от привычной де-шевой атрибутики фольклорных
групп в стиле разлюли-малины, экспери-ментируют со звуком.
Знакомый тембр деревянных инструментов приобре-тает новые
измерения за счет музыкальных процессоров. При этом испол-нение
удовлетворяет самым высоким стандартам профессионализма и
вку-са, не снисходя до уровня нынешней эстрады, сохраняет
аутентичность ис-пользованного национального материала. Сложившийся
стиль мы расцени-ваем как сплав фольклора и эстрадного джаза,
с его стремлением к диа-логу разных музыкальных языков и направлений
и игре с материалом. Именно игровое начало делает номера группы
живыми и сценически яр-кими, создающими радостное настроение
у аудитории, желание снова прийти на концерты группы.
Стремление к оригинальному и глубокому прочтению исполняемых
произведений отражается и в вокальных номерах, солистки Н.
Николаевой, лауреата певческого конкурса "Голоса России".
Обладая незаурядными данными и особым очень высоким и лиричным
тембром голоса, Николаева, также как и инструменталисты обладает
даром исполнять старые и знако-мые произведения совершенно
по-новому. Но не перелицовывая их на со-временный лад, как
это, к сожалению, принято для освежения народной музыки, а
чувствуя всей душой, проникая в самую суть песни. Тонкий вкус
наряду с ощущением кровного родства с русской культурой приближают
исполняемые пьесы, песни и романсы к современному зрителю,
делают их понятными и интересными даже неискушенному слушателю.
Where Moscow, Москва Ревю, Ноябрь 2001
Псковская "Вольница" в Москве
Замечательные музыканты-народники из Пскова приезжают в Москву
всего в 3-й раз. "Даже странно", - удивляются ребята
- "Выступали и в Дании, и в Голландии, и в Швеции, а
с Москвой все как-то не складывалось. Первый концерт прошел
у нас в Те-атре-студии на Юго-Западе, за что огромное спасибо
В. Беляковичу настоящему цени-телю русской музыки и бескорыстному
человеку, который понимает, что все мы, те кто видит источник
своего творчества в корнях, стремится не порывать с традицией,
- де-лаем одно дело и должны помогать друг другу". В
ансамбле 3 исполнителя-солиста: П. Бойков (контрабас), К.
Абабков (балалайка) и В. Демченко (баян). Выбор такой малой
формы в данном случае целиком себя оправдывает. Все мы устали
от гигантских ака-демических русских оркестров и хоров, чем-то
все это отдает государственным, офи-циальным. Здесь же камерное
звучание совершенно по-новому открывает знакомые мелодии.
Каждый инструмент раскрывается во всей своей мощи и красе.
Балалаечник К. Абабков - настоящий виртуоз выделывает со своей
балалайкой что-то невозможное. Вот уж правда - размахнись
рука, раззудись плечо, от залихватских переборов ноги сами
рвутся в пляс. Но и в лирическом соло Костя неподражаем. Чистое
и нежное зву-чание его балалайки заставляет удивиться, широко
открыть глаза. Как, разве балалайка - не музейный инструмент,
не символ ушедшей России, на ней что и играть можно?! Главное,
что хочется отметить - каждый инструмент в ансамбле звучит
очень совре-менно. Что это, импровизационный дух аранжировок,
навевающий ощущения, близкие к джазовым? Или дело в том, что
музыканты относятся к этой музыке не как к релик-товому экспонату,
ценному только своей старостью, а пропускают ее через себя,
ожив-ляют ее своей любовью, своим задором и озорством. Они
играют с ней, а ведь играть можно только с живым и равным
себе. Поэтому на концерте так много веселья. Музы-кальные
шутки чередуются смешными скоморошьими выходками артистов.
Каждая вещь - миниспектакль, где есть своя интрига и драматургия.
Но и серьезному есть ме-сто в работе коллектива. Невероятно
интересно сделан "Старый замок" М.П. Мусорг-ского.
Вот где в полной мере проявляются мастерство и глубина баяниста
группы В. Демченко, ведущего основную мелодическую линию пьесы.
И опять насколько свежо звучит эта знакомая музыка в камерном
исполнении русских инструментов! Эта по-новому услышанная
русскость Мусоргского просто потрясает, а главное, приближает,
делает своей, задушевной, родной.
Выступления трио сопровождают выступления солистки Н. Николаевой,
лау-реата певческого конкурса "Голоса России". Обладая
незаурядными данными и особым очень высоким и лиричным тембром
голоса, Николаева, также как и инструментали-сты обладает
этим даром - исполнить старые и иногда знакомые произведения
совер-шенно по-новому. Но не перелицовывая их на современный
лад, как это к сожалению принято для освежения народной музыки,
а чувствуя всей душой, о чем эта песня. А пели-то оказывается
на Руси все о том же, о чем и мы, только не всегда это видно
за архаической формой. Вот в этом и состоит главное обаяние
псковичей - увидеть в ста-ром материале жизнь и передать ее
нам. И в этом огромная радость, как всегда бывает от соприкосновения
с живым искусством. А живое - значит настоящее.
Свингуем по-русски
Стало общим местом, что со времен последних
выступлений ансамбля Дмитрия Покровского в старом составе
у нас в стране не появлялось ярких исполнителей, тем паче
интерпретаторов русского народного мелоса.
Немногие столичные попытки скрестить культовые напевы с откровенной
попсой не были удачны. Любителям настоящей "Калинки"
(не путать ни с зализанной туфтой в исполнении военного мужского
хора, ни с дорогим супермаркетом в центре Москвы) остается
уповать на чудо. По всем расчетам сдвиг, - если произойдет,
- начнется все-таки из глубинки, где еще не испарился энтузиазм.
У провинциальных ансамблей, берущихся за тяжкое дело освоения
собственного фольклора, есть одно преимущество и множество
недостатков. Преимущества: в провинции привыкли жить надеждой,
там покуда не иссяк возникший приблизительно в конце 80-х
импульс, поманивший многих дойти до своих корней. Точка. А
недостатки… Во-первых, полагаясь на интуицию, а не на знания,
многие ансамбли продолжают следовать старыми колеями: исполняют
холопский романс под барское застолье. Во-вторых, некоторых
кидает в другую крайность - люди бросаются в пафос и академизм,
и в результате славянский деревянный идол начинает напоминать
портрет Шилова. Мелодия в обработке теряет русскую душу, скачет
по холодному академическому мрамору, но без академического
шика. Короче, не смотрится. Точней, не слушается.
Описанных недостатков псковская группа "Вольница",
по-моему, начисто лишена. Вообще говоря, камерный состав в
приложении к фольклорному или экзотическому материалу - самый
распространенный вариант (вспомним хотя бы знаменитый "Терем-квартет",
с творчеством которого "Вольницу" роднит подход
к музыкальному материалу) или - если искать дальние аналогии
- Астора Пьяццолу, вдохнувшего новую жизнь в традиционную
аргентинскую форму.
Грамотно и вдумчиво, но в то же время с невероятной экспрессией
"Вольница" исполняет с некоторых пор ставший хитом
"Старый замок" Мусорского, не менее популярную "Волынку",
а также "Чардаш" Монти, обработки Чайковского и
Лядова.
Бас-балалайка (П. Бойков) - мотор команды - обладает чудовищным
драйвом и безупречным чувством ритма. Наверху царствует балалайка-прима:
К. Абабков хороший "техник", ко всему тому отлично
владеющий приемом характерной для русского народного наигрыша
резкой смены темпов, - джаз, да и только. Подлинный артистизм
отличает баяниста (В. Демченко). У него артистизм и темперамент
скомороха. Певица Н. Николаева, тембр и выразительность голоса
которой заставляют вспомнить Смольянинову, одинаково свободно
чувствует себя в стихии городского "жестокого романса"
и народной (сельской по происхождению) хоровой мелодии. В
последнее время она рискует исполнять и авторские романсы,
в частности, Александра Вертинского, - и не без успеха.
В этом году "Вольница" живет напряженной концертой
жизнью: уже снята серия видеоклипов с их коронными вещами.
Ансамбль выступил в популярной телепередаче Э. Успенского
"В нашу гавань заходили корабли". Вышел сольный
диск "Вольница" на лейбле "Калипсо" (С.-Петербург).
Завершены полугодовые гастроли в Южной Корее, ставшие главным
призом строгого отбора на чрезвычайно ответственном конкурсе.
Сразу же за ними с огромным успехом прошли концерты в знаменитом
зале Дзинтарис в Юрмале. Осень 2002 завершилась гастролями
по городам Франции: Леону, Авиньону и др.
В. Иваницкий
|