|  ENGLISH VERSION  |

home

Концерты  |  Пресс–релиз  |  Дискография  |  Audio & Video  |  Фотоальбом  |  Контакты |  Гостевая книга

Пресс–релиз


Инструменталисты | Солисты, вокал | Стиль | Кредо | Концерты | История | О нас пишут


Инструменталисты:

Иван Горский - балалайка-прима, закончил смоленское музыкальное Училище. Играет на балалайке с 8 лет.
Павел Бойков - контрабас, бас-балалайка, закончил псковское музыкальное училище по классу ударных, играет на многих музыкальных инструментах - ударные, ксилофон, бас-гитара, бас-балалайка, гитара. На контрабасе играет 5 лет.
Владимир Демченко - баян, закончил С-Петербургский Гос. Университет Культуры и Искусств, играет на баяне 17 лет.

Солисты, вокал:

Надежда Николаева - сопрано. закончила псковское муз. училище. Работала во многих профессиональных и самодеятельных коллективах. Обладает редким тембром голоса. Лауреат всероссийского конкурса "Голоса России" 1994 г. В настоящее время - солистка Арт-трио Вольница. Исполняет народные песни, старинные и современные романсы, авторскую песню.
Ян Осин - бас. Лауреат многочисленных престижных фестивалей и конкурсов вокального мастерства. Исполняет народные песни и романсы, а также большой репертуар оперной классики.

Стиль:

Ансамбль работает в стиле, который может быть назван "русский джаз-фолк". От фолка здесь традиционный репертуар русских инструментальных коллективов, расши-ренный за счет произведений русских композиторов-классиков (Чайковского, Мусорг-ского, Лядова). А от джаза - очевидная импровизационная направленность аранжиро-вок, камерное звучание и игра с формой и звуком. Кстати, в репертуаре ансамбля есть пьесы классического джаза (как отечественного, так и зарубежного). Номера группы - очень живые и сценически яркие. Но в отличие от народных коллективов, увлекающих-ся буффонадой, стиль "Вольницы" - музыкальная игра, юмор которой выражается, пре-жде всего, музыкальными средствами - игрой со стилями, сшибкой неожиданных музыкальных тем, свободой темпоритмовой составляющей. При всей искрометной ве-селости, создающей ощущение радости и легкости, музыкантов никогда не покидают сдержанность, вкус и уважение к материалу. Стремление к оригинальному и глубокому прочтению исполняемых произведений отражается и в вокальных номерах, которые ук-рашают и разнообразят выступление группы. Глубокая оригинальность наряду с ощу-щением кровного родства с русской культурой приближают исполняемые песни и ро-мансы к современному зрителю, делают их понятным и интересным даже неискушен-ному слушателю.

Кредо:

Артисты задались целью заразить слушателей своей любовью к русским народ-ным инструментам и показать, что на них можно и нужно играть любую хорошую му-зыку, что балалайка не только символ "русскости" и сувенир для иностранцев, и что диапазон ее возможностей очень широк и далеко не исчерпан. Свежий взгляд, с кото-рым музыканты подходят к исполнению разнообразных произведений, часто никогда не звучавших на народных инструментах, является ведущим принципом, который объеди-няет творческие усилия членов "Вольницы". Ведь "Вольница" - говорящее название. Оно имеет для артистов много смыслов. Это и дань уважения псковичей своей малой родине, память о псковской Вольнице, и признание творческой свободы высшей ценно-стью ансамбля. Артисты принципиально не вводят никакой субординации в свои отно-шения, и во всех предприятиях, начиная от финансов и кончая аранжировками произве-дений, участвуют вместе. Не хотят музыканты уходить и "под крышу" бюрократиче-ских организаторов нашей музыкальной жизни, порою жертвуя при этом благами сыто-го и гарантированного существования.
Основное свое отличие от других коллективов подобного типа артисты видят в том, чтобы расширить и обогатить жанровое разнообразие произведений, обычно ис-полняемых на русских инструментах, ввести традиционный русский народный реперту-ар в контекст современной музыки, понятной широкой публике. С этим связаны и экс-перименты музыкантов со звуком. Вольница, наверное, первый народный коллектив, использующий звуковые процессоры для придания знакомому тембру новых измере-ний. При этом обработки не превращаются в стилизации, для которых первичный мате-риал фактически не важен, а используется только, как предлог продемонстрировать тех-нику и фантазию. И в звучании, и в аранжировках, и в выборе материала сохраняется истинный народный дух, бережное отношение к источнику, глубокое проникновение в традицию. Задача музыкантов - снять налет холодного академизма и музейной запы-ленности с богатейшего музыкального наследия, оставшегося нам и пока по достоинст-ву не оцененного современными меломанами.

Концертная деятельность

Помимо работы в студии основным видом деятельности коллектива являются концерты. И именно на концертах раскрывается вся прелесть и новизна этого самобыт-ного ансамбля. География и тип площадок для концертов чрезвычайно разнообразны. Это и небольшие концертные залы, и ночные клубы, и различные презентации, и вы-ступления на открытом воздухе на праздниках города. И хотя уровень залов, в которых проходят концерты, постоянно растет вместе с интересом к творчеству ансамбля, музы-канты уверены, что всегда с радостью будут выступать в гуще народа - ведь где, если не там место настоящей народной музыке!

История:

  • Июль-октябрь 2005 г. - Турне по Южной Корее, 40 концертов, 7 городов
  • Ноябрь 2004 г. В группу приходит Иван Горский, вместо покинувшего ее Константина Абабкова
  • Июль-октябрь 2004 г. - Гастроли в Южной Корее
  • Март 2004 г. Арт-трио Вольница - лауреаты Всероссийского конкурса исполнителей и народных ансамблей, в г. Смоленске
  • Ноябрь 2003 г. Артисты переезжают в Москву
  • Июль 2003 г. Арт-трио Вольница - лауреаты Всероссийского конкурса "Дельфийские игры" в Москве
  • Октябрь 2002. Гастроли во Франции: Леон, Авиньон и др.
  • Сентябрь 2002. Клубная программа в Москве.
  • Август 2002. Фестиваль в Юрмале, зал Дзинтарс.
  • Ноябрь 2001 - Май 2002. Работа в Южной Корее, Сеул, Lotto World.
  • Ноябрь 2001. Клубная программа в Москве.
  • Весна 2001. Вышел первый CD альбом коллектива "Вольница" на лейбле "Калип-со", Спб.
  • Зима 2001. Гастроли в Швеции, Эстонии.
  • Лето 2000. Гастроли в Дании и Голландии
  • Зима 2000. Московский дебют в театре на Юго Западе.
  • 1999. В группу пришел баянист Демченко В. и солист Осин Я.
  • 1998-1999. Концерты в Пскове, Псковской области, городах России.
  • 1997. Солистка группы Н. Николаева стала лауреатом престижного вокального кон-курса "Голоса России"
  • 1997. В состав группы вошла участница распавшегося псковского ансамбля АНА-НАС Николаева Н. (вокал).
  • 1997. Рождение группы. Сейчас из первого состава в группе играет Бойков П. (кон-трабас).

О нас пишут:

Досуг в Москве, 2001, №31

Русский джаз

Арт-трио ВОЛЬНИЦА - настоящая русская народная музыка. Неожидан-ное сочетание контрабаса (П. Бойков), виртуозной балалайки (К. Абаб-ков) и баяна (В. Демченко) по-новому открывает как традиционные произведения в русском жанре (Калинка и Барыня), так и классические шедевры Мусоргского, Чайковского, Лядова. Импровизационная на-правленность аранжировок вместе с камерным звучанием позволяют даже назвать стиль ансамбля русским джазом. Выступления трио со-провождают вокальные номера (Н. Николаева, Я. Осин), не уступаю-щие в оригинальности инструментальным работам. При этом произве-дения не превращаются в стилизации, пользующиеся народным коло-ритом только как предлогом для самовыражения. Интерпретации со-храняют истинный народный дух, характеризующийся уникальным со-четанием страстности и скромности, скоморошества и серьезности, ли-ричности и настоящего драйва. Словом, это редкое соединение тонкого вкуса, мастерства и любви к отечественному искусству, прочитанному так, что оно становится понятным современному слушателю, в том числе и не имеющему опыта восприятия русской народной музыки.

Вечерняя Москва, август 2000

Русский джаз-фолк

Арт-трио "Вольница" - это ансамбль солистов-виртуозов П. Бойкова (контрабас), В. Демченко (баян) и К. Абабкова (балалайка - альт). В совре-менной ситуации некоторого застоя в исполнении русской народной музы-ки коллектив нашел, как нам кажется, очень верный тон, использовав ка-мерную форму и импровизационный подход, что дает артистам возмож-ность говорить со слушателями на современном языке, т.к. исполнение приобретает раскрепощенность и драйв, которые так ценит молодежь у рок- и джазовых исполнителей. Музыканты отказались от привычной де-шевой атрибутики фольклорных групп в стиле разлюли-малины, экспери-ментируют со звуком. Знакомый тембр деревянных инструментов приобре-тает новые измерения за счет музыкальных процессоров. При этом испол-нение удовлетворяет самым высоким стандартам профессионализма и вку-са, не снисходя до уровня нынешней эстрады, сохраняет аутентичность ис-пользованного национального материала. Сложившийся стиль мы расцени-ваем как сплав фольклора и эстрадного джаза, с его стремлением к диа-логу разных музыкальных языков и направлений и игре с материалом. Именно игровое начало делает номера группы живыми и сценически яр-кими, создающими радостное настроение у аудитории, желание снова прийти на концерты группы.
Стремление к оригинальному и глубокому прочтению исполняемых произведений отражается и в вокальных номерах, солистки Н. Николаевой, лауреата певческого конкурса "Голоса России". Обладая незаурядными данными и особым очень высоким и лиричным тембром голоса, Николаева, также как и инструменталисты обладает даром исполнять старые и знако-мые произведения совершенно по-новому. Но не перелицовывая их на со-временный лад, как это, к сожалению, принято для освежения народной музыки, а чувствуя всей душой, проникая в самую суть песни. Тонкий вкус наряду с ощущением кровного родства с русской культурой приближают исполняемые пьесы, песни и романсы к современному зрителю, делают их понятными и интересными даже неискушенному слушателю.

Where Moscow, Москва Ревю, Ноябрь 2001

Псковская "Вольница" в Москве

Замечательные музыканты-народники из Пскова приезжают в Москву всего в 3-й раз. "Даже странно", - удивляются ребята - "Выступали и в Дании, и в Голландии, и в Швеции, а с Москвой все как-то не складывалось. Первый концерт прошел у нас в Те-атре-студии на Юго-Западе, за что огромное спасибо В. Беляковичу настоящему цени-телю русской музыки и бескорыстному человеку, который понимает, что все мы, те кто видит источник своего творчества в корнях, стремится не порывать с традицией, - де-лаем одно дело и должны помогать друг другу". В ансамбле 3 исполнителя-солиста: П. Бойков (контрабас), К. Абабков (балалайка) и В. Демченко (баян). Выбор такой малой формы в данном случае целиком себя оправдывает. Все мы устали от гигантских ака-демических русских оркестров и хоров, чем-то все это отдает государственным, офи-циальным. Здесь же камерное звучание совершенно по-новому открывает знакомые мелодии. Каждый инструмент раскрывается во всей своей мощи и красе. Балалаечник К. Абабков - настоящий виртуоз выделывает со своей балалайкой что-то невозможное. Вот уж правда - размахнись рука, раззудись плечо, от залихватских переборов ноги сами рвутся в пляс. Но и в лирическом соло Костя неподражаем. Чистое и нежное зву-чание его балалайки заставляет удивиться, широко открыть глаза. Как, разве балалайка - не музейный инструмент, не символ ушедшей России, на ней что и играть можно?! Главное, что хочется отметить - каждый инструмент в ансамбле звучит очень совре-менно. Что это, импровизационный дух аранжировок, навевающий ощущения, близкие к джазовым? Или дело в том, что музыканты относятся к этой музыке не как к релик-товому экспонату, ценному только своей старостью, а пропускают ее через себя, ожив-ляют ее своей любовью, своим задором и озорством. Они играют с ней, а ведь играть можно только с живым и равным себе. Поэтому на концерте так много веселья. Музы-кальные шутки чередуются смешными скоморошьими выходками артистов. Каждая вещь - миниспектакль, где есть своя интрига и драматургия. Но и серьезному есть ме-сто в работе коллектива. Невероятно интересно сделан "Старый замок" М.П. Мусорг-ского. Вот где в полной мере проявляются мастерство и глубина баяниста группы В. Демченко, ведущего основную мелодическую линию пьесы. И опять насколько свежо звучит эта знакомая музыка в камерном исполнении русских инструментов! Эта по-новому услышанная русскость Мусоргского просто потрясает, а главное, приближает, делает своей, задушевной, родной.
Выступления трио сопровождают выступления солистки Н. Николаевой, лау-реата певческого конкурса "Голоса России". Обладая незаурядными данными и особым очень высоким и лиричным тембром голоса, Николаева, также как и инструментали-сты обладает этим даром - исполнить старые и иногда знакомые произведения совер-шенно по-новому. Но не перелицовывая их на современный лад, как это к сожалению принято для освежения народной музыки, а чувствуя всей душой, о чем эта песня. А пели-то оказывается на Руси все о том же, о чем и мы, только не всегда это видно за архаической формой. Вот в этом и состоит главное обаяние псковичей - увидеть в ста-ром материале жизнь и передать ее нам. И в этом огромная радость, как всегда бывает от соприкосновения с живым искусством. А живое - значит настоящее.

Ваш досуг, сентябрь 2002 г., № 36(281)

Свингуем по-русски

Стало общим местом, что со времен последних выступлений ансамбля Дмитрия Покровского в старом составе у нас в стране не появлялось ярких исполнителей, тем паче интерпретаторов русского народного мелоса.
Немногие столичные попытки скрестить культовые напевы с откровенной попсой не были удачны. Любителям настоящей "Калинки" (не путать ни с зализанной туфтой в исполнении военного мужского хора, ни с дорогим супермаркетом в центре Москвы) остается уповать на чудо. По всем расчетам сдвиг, - если произойдет, - начнется все-таки из глубинки, где еще не испарился энтузиазм.
У провинциальных ансамблей, берущихся за тяжкое дело освоения собственного фольклора, есть одно преимущество и множество недостатков. Преимущества: в провинции привыкли жить надеждой, там покуда не иссяк возникший приблизительно в конце 80-х импульс, поманивший многих дойти до своих корней. Точка. А недостатки… Во-первых, полагаясь на интуицию, а не на знания, многие ансамбли продолжают следовать старыми колеями: исполняют холопский романс под барское застолье. Во-вторых, некоторых кидает в другую крайность - люди бросаются в пафос и академизм, и в результате славянский деревянный идол начинает напоминать портрет Шилова. Мелодия в обработке теряет русскую душу, скачет по холодному академическому мрамору, но без академического шика. Короче, не смотрится. Точней, не слушается.
Описанных недостатков псковская группа "Вольница", по-моему, начисто лишена. Вообще говоря, камерный состав в приложении к фольклорному или экзотическому материалу - самый распространенный вариант (вспомним хотя бы знаменитый "Терем-квартет", с творчеством которого "Вольницу" роднит подход к музыкальному материалу) или - если искать дальние аналогии - Астора Пьяццолу, вдохнувшего новую жизнь в традиционную аргентинскую форму.
Грамотно и вдумчиво, но в то же время с невероятной экспрессией "Вольница" исполняет с некоторых пор ставший хитом "Старый замок" Мусорского, не менее популярную "Волынку", а также "Чардаш" Монти, обработки Чайковского и Лядова.
Бас-балалайка (П. Бойков) - мотор команды - обладает чудовищным драйвом и безупречным чувством ритма. Наверху царствует балалайка-прима: К. Абабков хороший "техник", ко всему тому отлично владеющий приемом характерной для русского народного наигрыша резкой смены темпов, - джаз, да и только. Подлинный артистизм отличает баяниста (В. Демченко). У него артистизм и темперамент скомороха. Певица Н. Николаева, тембр и выразительность голоса которой заставляют вспомнить Смольянинову, одинаково свободно чувствует себя в стихии городского "жестокого романса" и народной (сельской по происхождению) хоровой мелодии. В последнее время она рискует исполнять и авторские романсы, в частности, Александра Вертинского, - и не без успеха.
В этом году "Вольница" живет напряженной концертой жизнью: уже снята серия видеоклипов с их коронными вещами. Ансамбль выступил в популярной телепередаче Э. Успенского "В нашу гавань заходили корабли". Вышел сольный диск "Вольница" на лейбле "Калипсо" (С.-Петербург). Завершены полугодовые гастроли в Южной Корее, ставшие главным призом строгого отбора на чрезвычайно ответственном конкурсе. Сразу же за ними с огромным успехом прошли концерты в знаменитом зале Дзинтарис в Юрмале. Осень 2002 завершилась гастролями по городам Франции: Леону, Авиньону и др.

В. Иваницкий

 
 
Copyright © 2001 Art–trio VOLNITSA

Ramblers Top100

Designed by © 2001 Kaminsky Advertising
mailto:
webmaster
+7(095)312-9748 (for 9:00 or after 21:00)
Сайт управляется системой uCoz